Проверка турбины своими силами: рассказываем, куда смотреть и на что обращать внимание
фото: © A. Krivonosov
Надо знать куда смотреть: как самостоятельно проверить турбину в автомобиле
Современные автомобили всё чаще оснащаются турбированными моторами, которые обеспечивают ощутимую прибавку в мощности без увеличения объёма агрегата. Однако, за это приходится платить сложностью конструкции и сниженной надёжностью по сравнению с атмосферниками. Один из ключевых компонентов таких двигателей — турбина. Сегодня мы расскажем, как можно проверить состояние турбины своими силами. Конечно, такую проверну нельзя назвать профессиональной, но на первичном уровне она очень даже полезна.
Турбина в автомобиле — это устройство, которое нагнетает большее количество воздуха в цилиндры двигателя, тем самым повышая мощность без изменений в конструкции. Принцип действия прост: за счёт отработанных газов вращается крыльчатка, соединённая с другим колесом на одном валу. Это второе колесо нагнетает воздух в камеру сгорания. Такой способ подачи воздуха гораздо эффективнее, чем всасывание воздуха при движении поршня в атмосферном ДВС.
Турбокомпрессор работает под огромными нагрузками, поэтому его поломка — не редкость. Вот несколько признаков, которые указывают, что турбина требует диагностики:
- потеря тяги, нестабильная работа на холостом ходу;
- чёрный дым из выхлопной трубы;
- повышенный расход масла;
- ошибки на панели приборов (например, Check Engine);
- сильный вой или жужжание при нажатии на педаль газа;
- подтеки масла на корпусе турбины.
Чтобы самостоятельно проверить турбину нужно придерживаться следующего алгоритма:
- найдите турбину под капотом — обычно она расположена сбоку двигателя между впускным и выпускным коллектором;
- снимите патрубок — это несложная операция, не требующая разборки турбины. Проверьте внутренние стенки агрегата — они должны быть сухими и чистыми;
- осмотрите крыльчатку — важно, чтобы лопасти были целыми, не погнутыми и не имели следов повреждений;
- проверьте корпус — любые трещины, вмятины или следы масла говорят о возможной серьёзной проблеме;
- оцените звук при холодном запуске — скрежет, вой или свист — тревожные признаки разбалансировки или износа подшипников;
- проверьте состояние масла — если техническая жидкость сильно загустела, потемнела, то высока вероятность того, что весь мотор нуждается в дорогом обслуживании.
В заключение отметим, что турбина — деталь неразборная, однако некоторые умельцы пытаются её ремонтировать. Но это крайне сложный и дорогостоящий процесс, который зачастую обходится дороже, чем установка нового агрегата. В случае серьёзной неисправности — предпочтительнее заменить турбину полностью. Проверка турбины своими руками — задача вполне посильная даже без доступа к профессиональному оборудованию.