Почему падение ключевой ставки не спасает рынок автомобилей: мнение экспертов
Фото: haval.ru
Autonews: снижение ставки не оживило авторынок — цены и прогнозы
Издание Autonews.ru при участии профильных экспертов и дилеров проанализировало, что изменится на российском авторынке в ближайшее время и чего ждать потребителям.
Июль начался с обнадёживающей новости — Центробанк снизил ключевую ставку с 20 до 18%. Теоретически это должно было бы удешевить автокредиты и оживить спрос на машины. Однако в реальности всё не так радужно: рынок по-прежнему вялый, а автодилеры продолжают работать в минус.
Как поясняет Илья Рашкин, гендиректор «ЭМ Рус», при текущем уровне ставки значительного роста спроса ожидать не стоит. По его мнению, реальный толчок продажам может дать снижение ставки до 10–12%. Андрей Ольховский, глава ГК «Автодом», согласен: даже снижение на 1–2 процентных пункта не ведёт к мгновенному удешевлению автокредитов, а эффект от такого решения можно будет почувствовать не раньше чем через 3–4 месяца. Он добавил, что автокредит должен быть не дороже 16–18% годовых, чтобы оставаться доступным.
Заместитель гендиректора по продажам АГ «Авилон» Ренат Тюктеев более сдержан в прогнозах, хотя и признаёт: снижение ставки может дать положительный импульс. Но другие факторы, такие как рост утильсбора и повышение цен, также существенно влияют на рынок. По его словам, средняя цена новой машины за 2024 год выросла на 6%, а с начала 2025 года снизилась всего на 2%, что не способствует увеличению продаж.
Тем временем ситуация у дилеров остаётся напряжённой. Алексей Подщеколдин, президент ассоциации «РОАД», заявил, что многие автосалоны работают в убыток. Коммерческие кредиты обходятся бизнесу в 27–30% годовых, а рентабельность едва превышает 1%. За полгода рынок сократился в денежном выражении на 20%, а около 200 дилеров уже прекратили деятельность. По прогнозу Подщеколдина, к концу 2025 года может закрыться до 30% всех автосалонов.
Июль также принёс коррекцию цен сразу у нескольких брендов. Некоторые компании, чтобы сохранить продажи, отменили скидки, но снизили базовые прайсы, другие — напротив, расширили программы дисконтов.
Haval убрал большую часть скидок на модели 2025 года, компенсировав это снижением прайсов. В результате цены почти не изменились, кроме базовых версий Jolion и M6, которые стали дороже. Chery поступила аналогично — убрала скидки с ряда моделей, но одновременно снизила их начальную стоимость. Wey сократил или полностью отменил скидки на кроссовер 07 и минивэн 80, при этом немного скорректировал прайсы.
Geely увеличил скидки на Emgrand и Preface, а Jetour расширил дисконтные предложения на модели Dashing и T2, особенно в старших комплектациях. Что касается «Москвича», кроссовер «3» вновь подорожал — это уже третье повышение с начала года. Все версии прибавили в цене по 48 тысяч рублей. Электрокар «3е» остался без изменений.