Кредит и trade-in против налички: почему дилеры перестали «уважать» покупателя с живыми деньгами
фото: © A. Krivonosov
Наличка больше не в почёте: почему покупка автомобиля за наличные не выгодна
В памяти времена, когда покупатель, зашедший в автосалон с наличной суммой, воспринимался не иначе как дорогой гость. Сотрудники автоцентра его, что называется, облизывали и обхаживали, сопровождая вплоть до кассы. Сегодня, как все мы знаем, желая купить автомобиль за «живые» деньги, клиент может не дополучить тех скидок и выгод, какие, например, положены при покупке в зачет и в кредит. Портал «Тарантас Ньюс» разбирался, почему сложилась такая ситуация?
«Трансформация ценообразования, когда покупка в кредит или по схеме trade-in становится выгоднее, чем оплата наличными или безналичным расчётом, произошла не вчера и даже не 3 года назад. Этот тренд сохраняется на рынке уже 12–15 лет», — ответил нам Илья Петров, директор розничных продаж АГ «Авилон». — По нашей статистике, за последние 2–3 месяца доля покупателей, приобретающих автомобили за наличные средства (как физические лица), не превышает 25–30% в зависимости от бренда. В первом квартале 2025-го эти показатели были примерно на 5 п.п. выше».
По словам эксперта, большая часть импортёров субсидируют кредитные ставки, вплоть до предложения беспроцентных рассрочек — это расширяет их аудиторию потенциальных клиентов. «Параллельно автосалоны получают небольшие комиссии от банков и страховых компаний, которые также могут быть использованы для дополнительных скидок покупателям. Это делает автомобили дешевле и доступнее для более широкого круга потребителей», — заявил Илья Петров.
«В нашей компании любой клиент может приобрести автомобиль как на собственные средства, так и на заемные, с помощью автокредитования, — прокомментировала Ольга Бойко, директор департамента финансовых услуг компании «Рольф». — Разница в предложениях зависит от множества факторов, которые влияют на конечную стоимость автомобиля для покупателя. Наличие программ поддержки от дистрибьютора, маржинальность каждой конкретной сделки, различные программы поддержки trade-in и другие детали. По этой причине и может возникать разница в стоимости продукта».
«Сейчас такие времена, когда на новых машинах автосалоны не зарабатывают ничего, — заявил партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. — Сегодня рынок покупателя, а не продавца, как было еще некоторое время назад. Дилеры реализую автомобили практически без маржи и, что называется, «в лоб» им продавать не очень интересно. Поэтому они и предлагают такие схемы продаж, при которых смогут подзаработать, например, автокредит или trade-in».
При этом, заметил эксперт, отказать клиенту в покупке автомобиля за «наличку» они не имеют права. Если пытаются это сделать, можно подать на них жалобу в любую из организаций, начиная от Генпрокуратуры и Роспотребнадзора, где принимают такие жалобы и действенно на них реагируют. В конце концов, покупатель всегда может обратиться к конкурентам – в любом мегаполисе или крупном городе есть, скажем так, альтернативные автосалоны».