История легендарного советского грузовика времен ВОВ — ЗИС-5 «Трехтонка»
Грузовик ЗИС-5, известный также как «трехтонка», занимает почетное место в истории Великой Отечественной войны. Этот автомобиль стал иконой советской техники благодаря своей надежности и приспособленности к суровым условиям военного времени.
Символ силы и стойкости, ЗИС-5, разработанный как модификация американского грузовика SA от Autocar Dispatch, создавался с одной целью — обеспечить Красную Армию надежным средством передвижения для ведения боевых действий, следует из информации autonews.ru.
АвтоВАЗ стал продавать автомобили Lada Vesta с опцией круиз-контроля
Хотя внешне этот грузовик был похож на американский аналог, он отличался внутренним устройством. Несмотря на определенный дискомфорт для водителя, ЗИС-5 сохранил высокую оценку за свою прочность и мощность. Он стал надежным союзником советских вооруженных сил во время войны, преодолевая трудности и выполняя свои обязанности с самоотверженностью и эффективностью.
Производство этих грузовиков началось в 1933 году и продолжалось до 1948 года на московском заводе, где было выпущено впечатляющее количество единиц — 571 199. В народе их прозвали «трехтонниками» за грузоподъемность, но были споры и по поводу их второго названия — «Захар».
Примечательной особенностью конструкции ЗИС-5 была его рамная основа, на которую устанавливался мощный 5,6-литровый бензиновый двигатель мощностью 73 лошадиные силы. Этот двигатель превосходил по мощности свой американский аналог SA, что делало ЗИС-5 еще более привлекательным для военных нужд.
Важной особенностью ZIS-5 был задний привод и зависимая подвеска. Он оснащался стальными колесами как спереди, так и сзади, что повышало его прочность и надежность в условиях военного времени. Однако, в отличие от SA, имевшего передние гидравлические тормоза, ZIS-5 имел менее эффективный механический привод тормозов, что сказывалось на его эффективности.
В связи с потребностями военного времени была создана модификация 5V, известная как «временная» или «военная» версия. Эта версия была адаптирована для снижения производственных затрат, упрощения кабины и удаления некоторых деталей, что позволило снизить массу каждого автомобиля более чем на 150 кг. Всего было выпущено 84 100 единиц модификации 5V.
Существовали и другие варианты ЗИС-5, в том числе модификации с гусеницами и третьим мостом, изменившие колесную формулу на 6×4. Эти варианты отражали различные потребности фронта и демонстрировали гибкость и универсальность этого грузовика в условиях военного времени.