Технический регресс: почему моторы стали менее надежными
Фото: tarantas.news
Эксперты рассказали, как сделать так, чтобы мотор прошел миллион километров
Эксперты «За рулем» Михаил Колодочкин и Алексей Ревин рассказали, почему исчезли двигатели, способные пройти миллион километров без серьезного ремонта. Оказалось, современные силовые агрегаты принципиально неспособны повторить достижения легендарных моторов 20-го века, и этому есть конкретные технические объяснения.
Ключевое отличие – в материалах и конструктивных решениях. Чугунные блоки цилиндров старых моторов обеспечивали стабильность геометрии даже при пробегах за миллион километров. Современные же алюминиевые блоки с тонкостенными гильзами существенно уступают в этом показателе. Особенно заметна разница в поршневой группе: увеличенная площадь юбки поршня и специальная конструкция колец (вдвое толще современных аналогов) создавали оптимальное распределение нагрузок, предотвращая задиры и уменьшая износ цилиндров.
С точки зрения конструктивных параметров, оптимальный объём должен находиться в диапазоне от 2,0 до 3,0 литров, а количество цилиндров — от 4 до 6. При этом использование турбонаддува не рекомендуется, так как оно усложняет архитектуру ДВС и увеличивает нагрузку на его компоненты. Мощность должна быть умеренной, а степень сжатия — не слишком высокой. Чугунный блок цилиндров обеспечивает необходимую жёсткость и стабильность геометрии цилиндров на протяжении длительного времени.
Система ГРМ в двигателях-долгожителях также была устроена иначе. Например, двухрядные цепи в Mercedes M102 имели ресурс 400-500 тысяч км против 100-150 тысяч у современных однорядных аналогов. Отсутствие пластиковых успокоителей и натяжителей дополнительно повышало надежность конструкции.
Кроме того, необходимы надёжные системы питания и зажигания, предотвращающие детонацию и другие виды нештатного сгорания.
Главные причины снижения ресурса современных моторов:
- Жесткие экологические нормы, требующие сложных систем рециркуляции выхлопных газов
- Повсеместное применение турбонаддува, увеличивающего тепловые нагрузки
- Переход на облегченные конструкции с алюминиевыми блоками
- Упрощение и облегчение многих компонентов в угоду экономии
Реальные примеры подтверждают эту тенденцию. Двигатели Mercedes OM602 80-90-х годов регулярно достигали 1,5 млн км в такси, а Toyota 1FZ-FE того же периода известны случаями пробегов свыше миллиона километров без капремонта. Современные же агрегаты проектируются с расчетом на 250-300 тысяч км, после чего часто требуют дорогостоящего ремонта.
Ранее был составлен список самых затратных узлов автомобиля.