Технический регресс: почему моторы стали менее надежными

0 0

Технический регресс: почему моторы стали менее надежными

Фото: tarantas.news

Эксперты рассказали, как сделать так, чтобы мотор прошел миллион километров

Эксперты «За рулем» Михаил Колодочкин и Алексей Ревин рассказали, почему исчезли двигатели, способные пройти миллион километров без серьезного ремонта. Оказалось, современные силовые агрегаты принципиально неспособны повторить достижения легендарных моторов 20-го века, и этому есть конкретные технические объяснения.

Ключевое отличие – в материалах и конструктивных решениях. Чугунные блоки цилиндров старых моторов обеспечивали стабильность геометрии даже при пробегах за миллион километров. Современные же алюминиевые блоки с тонкостенными гильзами существенно уступают в этом показателе. Особенно заметна разница в поршневой группе: увеличенная площадь юбки поршня и специальная конструкция колец (вдвое толще современных аналогов) создавали оптимальное распределение нагрузок, предотвращая задиры и уменьшая износ цилиндров.

С точки зрения конструктивных параметров, оптимальный объём должен находиться в диапазоне от 2,0 до 3,0 литров, а количество цилиндров — от 4 до 6. При этом использование турбонаддува не рекомендуется, так как оно усложняет архитектуру ДВС и увеличивает нагрузку на его компоненты. Мощность должна быть умеренной, а степень сжатия — не слишком высокой. Чугунный блок цилиндров обеспечивает необходимую жёсткость и стабильность геометрии цилиндров на протяжении длительного времени.

Система ГРМ в двигателях-долгожителях также была устроена иначе. Например, двухрядные цепи в Mercedes M102 имели ресурс 400-500 тысяч км против 100-150 тысяч у современных однорядных аналогов. Отсутствие пластиковых успокоителей и натяжителей дополнительно повышало надежность конструкции.

Кроме того, необходимы надёжные системы питания и зажигания, предотвращающие детонацию и другие виды нештатного сгорания.

Главные причины снижения ресурса современных моторов:

  • Жесткие экологические нормы, требующие сложных систем рециркуляции выхлопных газов
  • Повсеместное применение турбонаддува, увеличивающего тепловые нагрузки
  • Переход на облегченные конструкции с алюминиевыми блоками
  • Упрощение и облегчение многих компонентов в угоду экономии

Реальные примеры подтверждают эту тенденцию. Двигатели Mercedes OM602 80-90-х годов регулярно достигали 1,5 млн км в такси, а Toyota 1FZ-FE того же периода известны случаями пробегов свыше миллиона километров без капремонта. Современные же агрегаты проектируются с расчетом на 250-300 тысяч км, после чего часто требуют дорогостоящего ремонта.

Ранее был составлен список самых затратных узлов автомобиля.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.