Россиянам дали шанс, но денег нет: парадокс авторынка поверг экспертов в шок

A. Krivonosov
Идет удешевление машин с пробегом: цены на авто снижаются, автокредиты растут
НАПИ зафиксировало парадокс российcкого рынка: при снижении средней цены автомобилей растёт средний размер автокредита. За год новые машины подешевели на 1%, а подержанные — на 9,3%, при этом средний чек автозайма в октябре 2025 года вырос на 9,4% и достиг 1,51 млн рублей.
Российский авторынок осенью 2025 года демонстрирует необычную связку показателей: средние цены на автомобили ползут вниз, но кредитная нагрузка на покупку — наоборот, растёт. На это обратили внимание аналитики НАПИ, сопоставив данные октября 2025 года с динамикой за год и за месяц.
По оценке экспертов, за год средняя цена нового легкового автомобиля снизилась на 1%. На вторичном рынке падение оказалось ощутимее — минус 9,3% год к году. Краткосрочно тренд также остаётся нисходящим: относительно сентября 2025-го новые машины подешевели в среднем на 0,4%, а автомобили с пробегом — на 2,2%.
На этом фоне особенно контрастно выглядит статистика по займам. Средний размер автокредита в октябре 2025 года вырос на 9,4% в годовом выражении и достиг 1,51 млн рублей. При этом аналитики подчёркивают, что рост среднего чека по автокредитам носит устойчивый характер и продолжается с марта 2025 года — фактически ускоряясь по мере того, как рынок привыкает к новым ценникам и условиям покупки.
В сухом остатке получается парадокс: автомобиль как товар становится чуть дешевле по средним значениям, но покупка всё чаще «упаковывается» в более крупный кредит. Это может отражать и смещение спроса в сторону более дорогих комплектаций, и желание покупателей уменьшать первоначальный взнос, и более активное использование кредитных схем там, где раньше обходились наличными.