Поему забитый воздушный фильтр может стать причиной перегрева дизельного двигателя
фото: © A. Krivonosov
Забитый воздушный фильтр — перегретый мотор: как расходник влияет на дизель
Дизельные двигатели известны своей выносливостью и способностью справляться с повышенными нагрузками. Однако, несмотря на техническую надёжность, перегрев дизеля — это тревожный сигнал, игнорировать который нельзя. Причин у этой проблемы может быть множество, и одна из них часто остаётся в тени — засорённый воздушный фильтр.
Современные дизельные моторы работают при более высоком коэффициенте сжатия, чем бензиновые. Это означает, что в их камерах сгорания температуры изначально выше. Добавьте к этому буксировку, перевозку тяжёлых грузов или движение в гору — и становится ясно, почему перегрев тут критичен.
Большинство автовладельцев при росте температуры под капотом начинают подозревать утечку охлаждающей жидкости или неисправность радиатора. Но далеко не все обращают внимание на элемент, который отвечает за чистоту воздуха, поступающего в двигатель — воздушный фильтр.
Воздушный фильтр очищает поступающий в двигатель воздух от пыли, песка и других загрязнений. Со временем он неизбежно забивается. Результат — снижение объёма воздуха, попадающего в камеру сгорания. При этом топливо продолжает поступать в прежнем объёме, и соотношение «топливо-воздух» нарушается.
Обогащённая смесь (слишком много топлива, слишком мало воздуха) сгорает при более высокой температуре. Это и становится причиной перегрева — особенно на фоне интенсивной нагрузки на двигатель.
Дополнительные симптомы засора воздушного фильтра:
- чёрный дым из выхлопной трубы (в большей степени, чем обычно);
- повышение расхода топлива;
- вялый отклик на педаль газа;
- ошибка на панели приборов;
- в тяжёлых случаях — остановка двигателя.
Чтобы избежать перегрева двигателя из-за воздушного фильтра нужно регулярно проверять и менять этот расходник. Производители рекомендуют замену каждые 15–30 тысяч километров, но лучше свериться с руководством по эксплуатации конкретной модели. Оптимально — менять фильтр при каждой замене масла.
Наряду с фильтром важно следить и за уровнем охлаждающей жидкости. Кроме всего прочего, езда с низким уровнем ОЖ может повредить водяной насос, поскольку антифриз выполняет не только охлаждающую, но и смазывающую функцию.
Таким образом, не стоит недооценивать воздушный фильтр — этот скромный элемент играет важную роль в работе дизельного двигателя. И если ваш автомобиль внезапно начал «греться», то не спешите винить радиатор. Возможно, проблема кроется в чём-то гораздо более простом — но не менее важном.