Китайские автопроизводители вытесняют конкурентов внутри страны — и готовятся к экспансии в Европу
фото: © B. Naumkin
AlixPartners: китайские бренды захватят до 76% авторынка страны к 2030 году
Китайский авторынок стремительно меняется — и, судя по последним данным консалтинговой компании AlixPartners, для иностранных автопроизводителей перспективы становятся всё мрачнее.
По прогнозу экспертов, доля китайских брендов на внутреннем рынке к 2030 году может достичь 76%, что означает практически полное вытеснение японских, европейских и американских компаний.
Когда-то в Китае невозможно было запустить автопроизводство без создания совместного предприятия с иностранным брендом. Сегодня ситуация кардинально иная. Местные компании, опираясь на масштабную государственную поддержку и инвестиции в сегмент «новой энергетики» (электро- и гибридные авто), превратились в лидеров отрасли. На фоне этого гиганты вроде Toyota, Volkswagen или Ford теряют свои позиции.
К примеру, китайский лидер BYD уже давно перешёл в наступление, не только предлагая агрессивные скидки, но и продвигая скрытые формы стимулирования спроса. Это могут быть субсидии на страховку, беспроцентная рассрочка или расширенный функционал без увеличения стоимости автомобиля.
Авторы отчета отмечают, что ценовая война на китайском рынке продолжится, но в более изощрённой форме. Вместо прямого снижения прайсов автопроизводители всё чаще будут применять скрытые поощрения — бонусы, пакеты опций, программы лояльности. Такая стратегия уже приносит плоды местным брендам, поскольку позволяет сохранять рентабельность, не теряя конкурентоспособности.
На фоне замедления роста внутреннего рынка и проблем с избыточными производственными мощностями китайские автопроизводители активно выходят за пределы страны. По данным AlixPartners, к 2030 году их доля на европейском рынке может достичь 10%, что эквивалентно примерно 800 тысячам проданных машин в год. Это способно кардинально изменить расстановку сил на континенте и усилить давление на традиционные бренды.
Одновременно меняется структура самого китайского рынка. Согласно прогнозам, к 2030 году электромобили будут занимать половину продаж, в то время как доля автомобилей с ДВС снизится с нынешних 50% до 19%. Это ещё один фактор, способствующий укреплению местных игроков, ведь именно они наиболее активны в сегменте «зелёного» транспорта.