Автомобиль без «накрутки»: дилерам запретят навязывать скрытые допуслуги и товары

0 0

Автомобиль без «накрутки»: дилерам запретят навязывать скрытые допуслуги и товары

фото: © generated with Dall-e

С осени навязывание допуслуг и товаров со стороны дилеров становится вне закона

1 сентября 2025 года вступает в силу закон, который запрещает автоматическое добавление опций и списание денег без ведома покупателя. Об этом на форуме «Used Cars Forum – 2025. Автомобили с пробегом. Рынок, программы, инструменты», организованном агентством «Автостат», напомнил Евгений Маркин из «Газпромбанка». Корреспондент портала «Тарантас Ньюс» выслушал выступление эксперта, и вот его краткие посылы.

Речь идет о ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300–I «О защите прав потребителей», запрещающем навязывать потребителям платные допуслуги и товары, поправки в который президент РФ Владимир Путин подписал в минувшем апреле.

«В этом документе четко прописано, что навязывание разного рода допуслуг, в том числе при покупке автомобиля, запрещено законодательно, — заявил Евгений Маркин. — Вроде, объективно ничего не меняется, ибо Закон „О защите прав потребителей“ и до этого позволял бороться с навязыванием допуслуг, разве что это положение трактовалось как-то по-особому. Сейчас же требования прописаны в явном виде, повторюсь, законодательно».

По его словам, закон направлен на защиту потребителей от недобросовестных практик, применяемых продавцами и поставщиками услуг, в результате которых первые несут дополнительные расходы. Пожалуй, самый громкий случай на отечественном авторынке имел место летом 2023 года. Тогда, напомним от себя, флагман модельного ряда GAC — полноразмерный кроссовер GS8 продавался, скажем так, не совсем по прайсу. Дилеры (и впоследствии они сами в этом признались) просили за него, в среднем, на 1 млн рублей больше, чем было задекларировано в РРЦ. Теперь же такого негатива быть не должно. А если и случится, последствия для дилеров могут неприятными.

С осени 2025-го при оформлении автокредита покупатель автомобиля не может быть принужден к приобретению дополнительных товаров или услуг. В противном случае человек имеет право потребовать возврата уплаченной суммы за допуслуги, которые ему были не нужны. Дилер должен будет вернуть сумму в течение 3 рабочих дней с момента получения требования.

«Поправки в закон дают возможность юристам и клиентам после 1 сентября апеллировать не только к банкам за возвратом допуслуг, но и к другим профильным организациям с точки зрения выполнения закона по навязыванию допуслуг при продаже автомобилей. И дилерскому сообществу к этому надо быть готовым, — заявил Евгений Маркин. — Другими словами, риски возврата допуслуг заметно вырастут».

Ставить крест на дополнительных товарах и услугах не стоит, предлагать их дилеры по-прежнему смогут, но только при наличии письменного согласия потребителя, если другое не предусмотрено законом. Причем потребуется отдельное, явное согласие потребителя. Доказать наличие такого согласия покупателя или обстоятельств, при которых оно не нужно, обязан продавец, то есть дилер. В реальной жизни это означает, что разного рода галочки «по умолчанию», скрытые подписки, страховки и другие опции, ранее автоматически включавшиеся в условия сделки, будут расцениваться как нарушение законодательства.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.